Коэффициент сцепления колёс с дорогой

В зимний период количество аварий на дорогах столицы возрастает, причем в статистику попадают как ДТП с участием исключительно автотранспортных средств, так и наезды на пешеходов. Повышению аварийной ситуации способствуют плохие погодные условия и сами водители, недооценивающие опасность дороги. В условиях, когда из-за повышенной влажности и разницы между дневной и ночной температурами на дорогах появляется тонкая корка льда, при резких поворотах автомобиль заносит, а резко затормозить на высокой скорости вовсе невозможно. Причиной того, что автомобиль становится неуправляемым, становится понижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Существующие стандарты коэффициента сцепления колес с дорогой

Согласно действующим стандартам коэффициент сцепления проверяется при помощи динамометрического прибора типа ПКРС-2У, а для коротких участков дороги применяют портативный измерительный прибор ППК-Ф. По существующим нормам коэффициент сцепления колес должен соответствовать ГОСТу З50597-93. Учитывается, что эти значения могут быть незначительно отличаться в зависимости от самой шины: для шин без рисунка достаточно значений более 0,3, для шин с протектором допускаются результаты выше 0,4. Такой коэффициент является допустимым на дорогах с покрытием из бетона или асфальта – мокрого или сухого.

При соответствующих погодных условиях, когда на дорогах рыхлый снег, коэффициент не поднимается выше 0,2. Если же снег укатан или покрыт ледяной коркой, то цифры могут опуститься до 0,1 и даже ниже.

Природные факторы, влияющие на показатели

Снижению коэффициента сцепления колес с асфальтом способствует обледенение дороги. Возникновению гололедицы способствуют следующие природные факторы:

  • повышение влажности до 85-95 %;
  • температура дорожного покрытия ниже 0°С;
  • резкий перепад температур от +2°C до -3°С.

В подобных условиях на покрытии появляется тонкий слой льда, из-за которого управлять транспортом становится сложнее, а тормозной путь автомобиля становится длинней. К тому же многие водители недооценивают опасность покрытия, поэтому представляют опасность для других участников дорожного движения.

Методы борьбы со снижением сцепления колес с дорожным покрытием

Начиная с 2012 года, ответственность о уходу за автомагистралями, дорогами и пешеходными тротуарами в столице возложена на эксплуатационные службы. В соответствии с приказом Роспотребнадзора должны применяться технологии уборки дорог с использование антигололедных реагентов, благодаря которым использование дорог должно быть безопасным для всех участников дорожного движения. На сегодняшнее время применяется несколько способов, которые отличаются друг от друга методом воздействия:

При этом исключительно механический метод очистки дороги ото льда признан давно уже неэффективным, так как не позволяет полностью от него избавиться. Связано это с тем, что связь молекул льда с дорожным покрытием гораздо выше по сравнению с цепкостью молекул льда между собой. По этой причине после избавления от верхних слоев на дорогах все равно остается тонкая корка льда толщиной до 2 мм. С помощью техники избавиться от него невозможно. Для того, чтобы в подобных условиях повысить коэффициент сцепления колес с покрытием, дополнительно применяются сыпучие абразивные материалы типа песка. Они являются временной мерой, так как с дороги сметаются колесами машины.

Согласно одному из документов, в котором ранее публиковались рекомендации по борьбе с гололедицей, упоминается, что выбор метода уборки дороги должен осуществляться в зависимости от погодных условий, толщины льда на дороге, типа дорожного покрытия. Это необходимо учитывать, чтобы максимально повысить коэффициент сцепления колес. Из этого документа следует, что при обработке покрытия растворами хлористого кальция и магния время их испарения выше по сравнению с раствором технической соли. В то же время повышение концентрации уменьшает величину коэффициента. Если же обрабатывать дорогу смесью песка с хлористым натрием, средняя возможная скорость движения автомобиля в условиях гололеда станет выше на 10 км/ч., а после полного растворения снега химическими реагентами – на 20 км/ч.

Для обеспечения безопасного движения при плохих погодных условиях следует использовать такие методы, которые способствуют полному растворению снега и льда с последующим их механическим удалением с дорожного покрытия.